Военно-исторический клуб "Служивый"
 
Меню сайта
Ясаки - способы отличия в гражданской войне.
 
                                                                                                                          Олег Курбатов
 
Ситуация, когда обе стороны в войне состоят из соотечественников и единоверцев, не имеющих отличий во внешнем виде и образе боя, вынуждает искать способы опознавания «свой-чужой». В Смуту для этого не годились даже хоругви: и Лжедмитрий I, и законный царь давали своим воеводам знамёна с двуглавыми орлами, а, к примеру, полковой стяг князя Пожарского содержал тот же сюжет, что и одно из знамён гетмана Сапеги («Иисус Навин на колене перед архангелом Михаилом»).
Столкнувшись с такой проблемой в первых же боях, Лжедмитрий I накануне битвы при Добрыничах (1605 г.) приказал своим всадникам надеть поверх доспехов длинные белые рубахи, для отличия от бойцов Годунова. Однако это свидетельство о боевом внешнем знаке отличия является уникальным для всей эпохи Смуты.

Гораздо более распространённым в то время на Руси являлось отличие по звуковому сигналу – «ясаку», характерному для всего войска или отдельных его частей. Предположительно, обычным кличем царского войска был «Царёв!» . Но и здесь в Смуту возникла трудность: обе стороны воевали за царя – только за своего. Возможно, в связи с этим при тех же Добрыничах всадники царя Бориса предпочли кричать «полевое слово» служилых немцев своего войска – «Hilf Gott!». Когда под Кромами бояре и «дети боярские» подняли мятеж против царя Фёдора Годунова (7 мая 1605 г.), они стали восклицать «Да здравствует царь Дмитрий!». Метаясь по лагерю, заговорщики собирались с возгласами «Да хранит Бог Дмитрия!», а их противники: «Да хранит Бог нашего Фёдора Борисовича!», или же просто: «Фёдор!» и «Дмитрий!». Имя другого царя стало отныне «воровским ясаком», боевым кличем противника в гражданской войне.
 
Особым образом эта проблема была решена при обороне Троице-Сергиева монастыря (1608 – 10 гг.). Готовясь к решающей вылазке на лагерь «тушинцев», защитники условились взять за ясак «Сергиево имя» - называть себя по принадлежности к святому покровителю монастыря (ноябрь 1608 г.). Вылазка оказалась успешной, и тактический пароль для ночного боя превратился в религиозный символ борьбы со лже-царями, которых церковные власти приравнивали к антихристам. После знаменитой обороны Троицы даже простые путники, назвавшие себя «Сергиевыми», пропускались по дорогам разбойными шайками невозбранно. А на второй день московской битвы с Ходкевичем (1612 г.) клич «Сергиев!» стал сигналом для общей атаки войск Первого и Второго ополчений – и «детей боярских», и бывших «тушинцев», некогда осаждавших Троицу. Случай этот стал широко известен по печатным книгам 1640-х гг., и ясак вновь зазвучал в походах царского войска 1650-х – 70-х гг. 

Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz